Доставка тримараном | Направление Север

Доставка тримараном

Идея нашей экспедиции по рекам Якутии родилась давно. Еще в 2017 году столкнувшись с проблемами доставки груза в Накын в летний период мы стали искать альтернативы вертолету, который на тот момент был единственным способом доставки грузов на месторождение.

Начался долгий процесс изучения вопроса и подготовки к походу. Следует сказать что варианты доставки грузов в Накын водным транспортом разрабатывался давно, еще во времена строительства и обустройства месторождения, предпринимались попытки освоить этот маршрут. Грузы успешно доставлялись грузовым флотом по р. Марха в период половодья. Однако вопрос с регулярностью доставок так и остался открытым. Река Марха является условно судоходной, флот способен работать на ней только в условиях большой воды. Моркока, вообще считается не проходимой в меженный период, даже для моторных лодок.

Для решения нашей задачи требовалось какое-то не стандартное решение. Рассматривали несколько вариантов: аэроглиссер, судно на воздушной подушке, катер с водометным двигателем. В итоге выбор был сделан в пользу грузового тримарана. Это судно представляет собой грузовую площадку, смонтированную на легкой, но прочной алюминиевой раме, опирающейся на надувные баллоны из прочной ПВХ ткани. Аналогичные плавсредства активно используются на реках Хакасии и Красноярского края, в Восточной Якутии и Магаданской области, однако специфика задач и характер наших рек требовал особых инженерных подходов и технических решений. Основным требованием была низкая осадка судна, высокая грузоподъемность, не менее 2 тонн и экономичность. В  разработке технического решения принимал участие известный новосибирский путешественник Анатолий Кулик, который на ПВХ катамаране собственной конструкции совершил кругосветное путешествие, спроектировал и изготовил тримаран изобретатель и путешественник из Иркутска Рудольф Кавчик.

Тримаран с грузом на воде

В начале июня 2019 г. тримаран был доставлен в Мирный и команда компании «Направление Север» отправилась в долгожданную экспедицию к которой мы готовились более полугода. В составе нашей команды шесть человек, двое из них: Иван Петрович Варнаков и Александр Алексеевич Дутов профессиональные охотники, хорошо знающие эти места. Их опыт таежной жизни, мужество и выдержка очень помогли нам в этом походе. Перед командой стояла задача дойти до устья реки Моркока, выйти в Марху,  доставить груз до п. Накын и вернуться обратно. Общая протяженность маршрута более 1000 км.

Старт нашего речного маршрута начался от п. Моркока. В это время года, спокойная летом река, после активного таянья снегов, превращается в стремительный, бурлящий поток, уровень воды поднимается на несколько метров. Отчалив от берега оставив за поворотом реки мост и поселок Моркока мы оказались один на один со стихией. Величие  и безмолвие в которое мы погрузились, поистине завораживало. После суеты большого города, после спешки в сборах при подготовки экспедиции мы окунулись в спокойствие и красоту дикой природы.

Надо сказать что якутская природа щедро наградила нас яркими впечатлениями. За семь дней похода, погода кардинально менялась несколько раз. Температура воздуха то опускалась ниже 0 градусов, заставляя нас искать теплое зимовье для ночлега, то поднималась выше 30 градусов, позволяя нам искупаться в еще не прогретых водах реки. Несколько раз мы попадали в густые туманы, в которых видимость была ограничена настолько, что мы не видели лодку соседнего экипажа и только гул мотора свидетельствовал что мы идем к заветной цели одним караваном. Пейзаж как и погода менялся с завидной регулярностью. Река то вытекала на равнину и перед нами открывались бескрайние просторы зеленой тайги, то сжималась в своем русле пробиваясь между скал, нависавших над нами безмолвными исполинами. Труднодоступность и удаленность этих мест позволили насладиться первозданной природой Якутии. Человек в этих местах редкий гость, звери и птицы чувствуют здесь себя полноправными хозяева территории. Сейчас редко где в дикой природе можно увидеть такое разнообразие представителей фауны. Нам посчастливилось это видеть: стаи гусей и уток с недовольным гоготом сопровождали нас на всем протяжении маршрута, крупные таймени грелись на солнце в устьях ручьев, любопытные медвежата под грозный рык матери спешили спрятаться в лес с любопытством оглядываясь на непрошенных гостей. Все это создавало впечатление единства человека и природы, находясь несколько дней в таких условиях в отрыве от суеты и благ цивилизации начинаешь чувствовать себя частью дикой природы. Попадая в этот мир невольно начинаешь принимать и соблюдать правила этого мира. Понимая что ты гость в этих местах, хочется минимизировать следы своего пребывания здесь, сохранить покой и порядок сложившийся здесь за многие сотни лет.  

Здесь мало туристов обывателей, а профессиональные таежники: охотники и рыбаки, четко соблюдают кодекс таежной жизни. В немногочисленных зимовьях встречающихся на нашем пути неизменно находились минимальный запас продуктов, посуда, спички и сухие дрова приготовленные для растопки печи. В суровых условиях якутской тайги это не просто правило хорошего тона, это вопрос выживания. Зимовья чаще всего строятся строятся охотниками, как опорный пункт при обходе и ведение промысла на своих охотугодиях. Зная их расположение охотники всегда могут построить маршрут так, чтобы не остаться зимней ночью в глухой тайге. Но и летом эти дома выручают путешественников и рыбаков. Не редки случаи когда туристы сплавляясь на лодках переворачиваются на многочисленных перекатах Моркоки. Людям оставшимся без спичек и запасов продуктов, промокшим в холодной воде, такие зимовья дают шанс сохранить жизнь и здоровье. Надо сказать что туристов не так много в этих краях, но периодически по этому маршруту проходят организованные группы и даже одиночные путешественники. Несмотря на риск и неизвестность, что то влечет людей в эти заповедные края. По пути мы встретили путешественника на одноместном каноэ. Как водится остановились на реке, разговорились. Человек приехал из Ярославской области, в одиночку сплавляется на весельной лодке до устья Мархи, там где она впадает в Вилюй. В пути уже более 10 дней, за месяц планирует добраться до места назначения.

Мы так же старались чтобы наше присутсвие было минимально заметным для диких обитателей этих мест и соблюдали негласный кодекс таежников.

Но не смотря на кажущуюся тишину и спокойствие этот мир находится в постоянном движении. Природа, благодаря полярному дню когда солнце не заходит за горизонт успевает за короткое северное лето дать жизнь новым животным и растениям, запустить новый цикл жизни. Пейзаж менялся буквально на глазах. За несколько дней тайга расцвела сочными зелеными красками. Вода в реке стремительно падала и на оголившихся берегах расцветали цветы и травы. Менялся и характер реки. С падением воды появились косы и мели, на перекатах образовались шиверы и пороги. Это сильно усложнило нам обратный путь. Двигаясь против течения при низком уровне воды резко снизилась скорость и увеличился расход топлива. Несколько раз лодки садились на мель. Нам приходилось прилагать много физических и эмоциональных усилий чтобы противостоять стихии. В таких условиях очень важно командное взаимодействие. Несмотря на то что в нашей команде были люди из разных сфер деятельности, разного возраста и как сейчас говорят из разных социальных слоев, мы работали как единая команда, двигались к намеченной цели помогая и поддерживая друг друга.

Многие скептики утверждали что доставка груза по этому маршруту не возможна, но компания «Направление Север» в очередной раз доказала, что при должной организации процессов и профессионализме команды, любая сложная задача выполнима. Мы успешно достигли поставленной цели, отдохнули душой и насладились красотами дикой природы Севера.

Завершённые проекты

Доставка контейнера в пос. Жиганск

Компания «Направление Север» доставила контейнер по сложному маршруту от которого отказались все другие перевозчики.

Регулярная доставка грузов

Компания «Направление Север» получила аккредитацию транспортной компании для «Авиакомпании АЛРОСА».

Опора ЛЭП

Перевозка опор ЛЭП

Компания «Направление Север» осуществила перевозку опор линий электро-передач для ВСЭМ.

Монтаж буровой установки

Вывоз буровых с месторождения

Осенью 2014 года компания «Направление Север» в экстренном порядке осуществила вывоз буровых с Иреляхского месторождения.

Мы не отказываемся от сложных нестандартных перевозок. У компании есть опыт доставки сложных грузов и прохождения сложных маршрутов.

Все кейсы